www.chem.tut.ru - Весь мир химии здесь

 

 

Главная
Поиск
Опыты
Хим. истории
Великие химики
Химия вокруг нас
Интересные факты
Химические курьёзы
Юмор
Автор
Полезные ссылки

 

 

Юмористические истории

Калий Хлорович и другие 

С разработкой системы названий химических соединений связаны и анекдотические истории. В 1870 г. Комиссия по химической номенклатуре Русского физико-химического общества обсуждала предложение одного химика называть соединения по тому же принципу, по которому в русском языке строятся имена, отчества и фамилии. Например, Калий Хлорович (KCl), Калий Хлорович Кислов (KClO3), Хлор Водородович (HCl), Водород Кислородович(H2O). После долгих прений комиссия постановила: отложить обсуждения до января, правда, не указав при этом, какого года. С тех пор к этой теме больше не возвращались.

 

Кто такие осматики

 Как-то один преподавтель рассказывал на лекции об известном английском учёном Джоне Дальтоне. Лектор, между прочим упомянул и о том, что, будучи очень наблюдательным человеком, Дальтон впервые описал болезнь зрения, от которой сам страдал. Поэтому людей, плохо различающих некоторые цвета, называют дальтониками.

И вот студенту, из тех, кто присутствовал на лекции, в экзаменационном билете попадается вопрос “Осмотическое давление”. “Осмос, - начал он, - был не только известным учёным, но и очень наблюдательным человеком. Он описал болезнь, от которой страдал. Сейчас таких людей называют осматиками ”.

 

«Обезьяний бензол»

 В сентябре 1886 г. В Берлине проходил съезд естествоиспытателей, к которому приурочили издание журнала, пародирующего самый известный химический журнал того времени – «Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft» («Доклады немецкого химического общества»). На обложке вместо слова «Deutschen» было напечатано «Durstigen», что превращало название в «Доклады жаждущего химического общества», иначе говоря, «общества химиков – любителей выпить».

Шутки шутками, но в журнале была опубликована статья «находчивого» господина Финдига «К вопросу о строении бензола», которая фактически предвосхитила теорию Тиле – принцип «остаточных» валентностей у атомов углерода, соединенных двойными связями. «Различные научные дисциплины, - писал автор, - должны помогать друг другу. Я обнаружил, что зоология может оказаться прекраснейшим вспомогательным средством для понимания поведения атома углерода. Подобно тому, как атом углерода обладает четырьмя единицами химического сродства (валентностями), представители четвероруких имеют четыре конечности, которыми они захватывают разные предметы и могут сцепляться друг с другом. Вообразим теперь группу из шести представителей этого семейства, например, Macacus cynocephalus, которые сцепились попеременно то одной, то двумя конечностями… образовав кольцо, и мы получим аналогию с шестиугольником бензола, по Кекуле.

Но ведь выше названные макаки, кроме четырех конечностей имеют и пятый хватательный орган, а именно хвостовой придаток. Если принять во внимание наличие хвоста, шесть индивидуумов можно связать в кольцо и другим способом. Так получается следующая картина… Кажется в высшей степени вероятным, что имеется полная аналогия между и атомом углерода. В таком случае у каждого С-атома тоже есть хвост, который хотя и не является нормальной валентностью, все же может участвовать в связи. Как только в игру вступает этот придаток, который я назову «хвостовым остаточным сродством», образуется вторая форма кекулевского шестиугольника, отличная от первой…»

Итак, три конечности каждой обезьяны образуют чередующиеся простые и двойные связи, четвертая нужна для связывания шести одновалентных остатков (например, атомов водорода), а хвосты выступают в роли трех дополнительных связей – все в точном соответствии с теорией Тиле, но высказано на 13 лет раньше!

 

Краски и шляпки

В самом начале Второй мировой войны в правительственных кругах США стали поговаривать о том, что массовое производство красителей для гражданской одежды в такое время – непозволительная роскошь и вполне можно обойтись неокрашенными тканями. Освободившиеся же производственные мощности следует использовать для выпуска товаров военного назначения. Производители красителей, конечно, не могли с этим смирится. И вот что они придумали. Правительственной комиссии были представлены образцы одежды из неокрашенных тканей, среди них – мужской костюм удручающего грязно-белого цвета. Он наглядно демонстрировал, в частности, тот факт, что на неокрашенном материале отчетливо видны даже небольшие пятна загрязнений. Ужасный вид имела и неокрашенная дамская шляпка. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения членов комиссии. Они решили, что так дело не пойдет и что если 130 млн американцев будут щеголять в подобных нарядах, то не стоит и пытаться победить в войне! В результате от проекта отказались.

 

Почему сульфаты – слабительное 

Слабительное действие сульфатов (в первую очередь сульфатов натрия и магния) основано на механизме осмоса. Сульфат-ионы и ионы магния всасываются в желудочно-кишечном тракте в ограниченных количествах. Поэтому в кишечнике создается высокая концентрация этих солей, и в него через кишечную стенку устремляется вода. В результате содержимое кишечника разжижается. Побочное действие слабительных состоит в том, что они могут вызвать жажду, поскольку происходит обезвоживание организма.

Поскольку в морской воде содержатся сульфаты, она обладает слабительным действием. Когда в 1847 г. Первая экспедиция под командованием лейтенанта Жеребцова вошла на корвете «Волга» в залив Кара- Богаз-Гол, кок использовал для приготовления пищи соль, в изобилии лежавшую по берегам. Но это оказалась не обычная поваренная соль, а мирабилит – Na2SO4∙10H2O, что вызвало бурное возмущение команды.

 

«Правила выживания в лаборатории» 

В любой  химической лаборатории можно увидеть разнообразные плакаты, инструкции, памятки по технике безопасности. Это не только тривиальные таблички типа «Уходя, гасите свет». Немало специфических призывов, скажем: «Водой не гасить!» (например, если в помещении работают со щелочными металлами); есть и узкоспециальные: «Перед включением лампы пусти воду!» (водопроводная вода охлаждает мощный источник света для фотохимических экспериментов – ртутную лампу давления, которая от сильного нагревания может взорваться).

Строгое соблюдение правил помогает сберечь ценное оборудование. В некоторых вузах со студентов взыскивают стоимость разбитых или испорченных по небрежности приборов. Как правило, штрафы устанавливает руководство лаборатории или учебного заведения. Но были исключения…

В 1852 г. Группа студентов химической лаборатории знаменитого Гейдельбергского университета (Германия) собралась для обсуждения важного вопроса. Чтобы быть в курсе самых современных исследований в естественных науках, особенно в химии, они решили основать библиотеку. На покупку научных журналов и книг каждому, кто желал пользоваться библиотекой, было предложено вносить за учебный семестр по два гульдена (название монеты произошло от старонемецкого Gulden – «золотой»; правда, уже в XVI в. Гульден, он же флорин, стал не золотой, а серебряной монетой в 60 крейцеров). Это была довольно крупная сумма, по нынешним временам она соответствует почти 100 долларам США. Очевидно, что в Гейдельбергском университете учились не самые бедные люди.

В 1853 г. Лабораторию возглавил известный химик Роберт Бунзен. Он оставался ее бессменным руководителем до конца своих дней. Среди многочисленных научных достижений ученого – разработка основ спектрального анализа, открытие двух новых элементов (цезия и рубидия), изобретение горелки, названной его именем. Численность студентов лаборатории сильно колебалась – в иной год записывалось до 64 человек, а порой бывало лишь 15. и тогда денег на книги и журналы не хватало, тем более что не все платили взносы. Поэтому на одном из общих собраний студентов и ассистентов лаборатории было принято необычное решение: ввести ситему штрафов, налагаемых на студентов за нарушение правил работы в лаборатории, а вырученные средства направлять на нужды библиотеки. Вероятно, это первый и единственный случай, когда студенты постановили сами себя наказывать.

Штрафной кодекс выглядел так:

1. Кто выпаривает вредные или зловонные вещества – свободные кислоты, галогены, аммиачные растворы и соли аммония, ртуть и ее соединения – в помещении лаборатории, а не в специальной комнате с вытяжкой, тот платит 6 крейцеров.

2. Кто оставляет открытым газовый кран при негорящем газе, платит 12 крейцеров. (В те времена в газовых горелках использовали неочищенный каменноугольный газ, значительно более вредный для здоровья, чем современный газ, состоящий в основном из метана.)

3. Кто бросает в раковины осколки керамики, бумагу и другие предметы, препятствующие стоку воды, платит 3 крейцера.

4. Кто не уменьшает пламя газовой горелки до минимума, когда горелка не используется, платит 3 крейцера.

5. Кто оставляет открытым кран для воды, когда она не используется, платит 3 крейцера.

6. Кто в рабочее время после использования лабораторного прибора запирает его в свой стол, платит 6 крейцеров.

7. Кто после использования лабораторного прибора не убирает его или его части на место, платит 6 крейцеров.

8. Кто оставляет после использования открытыми лабораторные весы (особенно на ночь), платит 12 крейцеров. (Столь большой штраф связан с высокой стоимостью аналитических весов; если их коромысло не арретировать, т. е. не опустить на специальные стойки, оно будет колебаться от движения воздуха, стирая опоры-подятники.)

Получается, что студент, нарушивший сразу все правила, должен заплатить 51 крейцер 9 примерно 40 долларов в современном масштабе цен.

Химики ценят юмор. Поэтому во многих лабораториях можно увидеть отпечатанные на лазерном принтере полусерьезные и откровенно шуточные правила: Интересный вариант «Правил выживания в химической лаборатории» обнаружил во время командировки в Джайпурский университет (Индия) академик Михаил Григорьевич Воронков. С его подачи они были опубликованы в журнале «Химия и жизнь», а затем появились во многих химических лабораториях, вызывая улыбку ветеранов и удивление новичков, нередко воспринимавших их в серьез.

Вот эти «Правила»:

  • Если вы откупорили что-либо – закупорьте.

  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не           рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.

  • Если включили – выключите.

  • Если открыли – закройте.

  • Если разобрали – соберите.

  • Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

  • Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.

  • Если вы одолжили что-либо – верните.

  • Если вы пользуетесь чем-либо – держите в частоте и порядке.

  • Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-кво.

  • Если вы сдвинули что-либо – верните на место.

  • Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.

  • Если вы не знаете, как это действует, ради Бога, не трогайте.

  • Если это вас не касается – не вмешивайтесь.

  • Если не знаете, как это делается, сразу спросите.

  • Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

  • Если все же не поймете, то и не пытайтесь.

  • Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не           загоралось.

  • Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.

  • Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.   

 

 

• Главная • Поиск • Опыты • Химические истории • Великие химики • Химия вокруг нас •

• Интересные факты • Химические курьёзы • Юмор • Автор • Полезные ссылки •

Copyright © 2005 - 2007 Webmaster

Hosted by uCoz