www.chem.tut.ru - Весь мир химии здесь

  

 

Главная
Поиск
Опыты
Хим. истории
Великие химики
Химия вокруг нас
Интересные факты
Химические курьёзы
Юмор
Автор
Полезные ссылки

 

 

 

Химические пейзажи

 

Деревья Сатурна и Юпитера

«Сатурново дерево» называют иногда «деревом Парацельса» — врача-алхимика, основателя фармацевтической химии. Готовя одно из сво­их лекарств растворением в уксусной кислоте металлического свинца, он задумал добавить еще и ртуть, а потому внес в сосуд кусочки цинка. В те времена многие химические элементы и даже очень распространен­ные металлы еще не были по-настоящему идентифицированы и считалось, что цинк содержит много ртути, от этого он такой легкоплавкий.

Не имея времени продолжить опыт, Парацельс оставил сосуд на несколько дней, и как же сильно он был поражен, когда увидел на кусоч­ках цинка блестящие веточки неизвестной природы! Он подумал, что ртуть, затвердев, вышла из цинка. Позже красивое «дерево» получило название «сатурнова» по алхимическому названию свинца.

Чтобы вырастить «сатурново дерево», или «дерево Парацельса», на­ливают в высокий стакан или стеклянный цилиндр водный раствор 25—30 г ацетата свинца Pb(CH3COO)2 в 100 мл воды и погружают в него очищенную тонкой наждачной бумагой пластину или стержень из цин­ка. Можно вместо этого подвесить на нитке несколько кусочков цинка, тоже очищенных наждачной бумагой. С течением времени на цинковой поверхности вырастают ветвистые и блестящие, сросшиеся между собой кристаллы свинца.

Их появление вызвано реакцией восстановления свинца из его соли более активным в химическом отношении металлом цинком: 

Pb(CH3COO)2 + Zn = Pb + Zn(CH3COO)2 

Парацельсу приписывают также получение кристаллов олова на гранулах цинка — «дерева Юпитера». Чтобы вырастить такое «дерево», в высокий стеклянный сосуд наливают водный раствор 30—40 г хлори­да олова(II) SnCl2 в 100 мл воды и погружают цинковую пластинку. Очень быстро на ней вырастает дерево из черных кристалликов олова.

 

Серебряное деревце Дианы

Древнегреческая мифология связывает девственную богиню-охот­ницу Артемиду с Луной, а Луна в алхимии — символ серебра. Древне­римская богиня Луны носила имя Дианы. В Риме существовало знаме­нитое святилище Дианы, где утварь и светильники были изготовлены из чистого серебра. Диана считалась покровительницей серебряных дел мастеров. Поэтому алхимики, выделявшие серебро из его солей при по­мощи ртути, называли его «серебром Дианы».

Попробуйте выделить серебро из водного раствора нитрата серебра при помощи ртути. Это получается при точном, прямо-таки юве­лирном соблюдении всех перечисленных ниже условий. В стеклянный стакан с каплей ртути Hg на дне надо налить водный раствор нитрата серебра AgNO3 (10 г соли в 90 мл воды). Сначала ртуть покрывается серой пленкой амальгамы серебра (сплава ртути с серебром), а через 5—10 се­кунд на ней начинают очень быстро расти блестящие игольчатые крис­таллы серебра. Спустя несколько минут иглы начинают ветвиться, а че­рез час в сосуде вырастает сверкающее серебряное деревце.

Здесь очень важно точно следовать рекомендованной концентрации нитрата серебра: при более низком содержании AgNO3 роста кристаллов металлического серебра не наблюдается. Так, при содержании в 100 мл воды всего 5 г AgNO3 через 2 минуты будет наблюдаться рост лишь оди­ночных кристаллов. А при более высоком содержании AgNO3 (напри­мер, при 20—40 г в 100 мл воды) кристаллизация серебра идет по всей массе раствора без образования ветвистых кристаллов.

Растущие кристаллы, как насос, выкачивают катионы серебра Ag+ из окружающего раствора, и идет окислительно-восстановительная реакция: 

2AgNO3 + Hg = 2Ag + Hg(NO3)2 

 

Кристаллы меди на графите

В коллекцию химических домашних растений можно включить и своеобразное деревце, ствол которого представляет собой стержень из графита, а ветки — блестящие красные кристаллы меди. Это «растение» выращивают так.

В стеклянный цилиндр наливают отфильтрованный водный раствор, содержащий сульфат меди(II) и хлорид натрия. Чтобы приготовить та­кой раствор, вносят в 100 мл воды 15 г медного купороса CuSO4∙5Н2O и 15 г поваренной соли. Затем готовят графитовый стержень длиной 6 — 8 см (его можно взять из толстого карандаша или из электрической батарейки) и надевают на него поролоновый кружок толщиной 5 мм и диаметром, почти равным внутреннему диаметру цилиндра. Выше кружка на графитовый стержень наматывают 5 — 6 витков алюми­ниевой проволоки, которую прижимают к стержню в верхней части уз­кой полоской липкой ленты. Стержень с кружком и проволокой вставля­ют в цилиндр так, чтобы поролон касался налитого раствора без воздуш­ной прослойки. Поверх кружка наливают концентрированный водный раствор хлорида натрия. Поролоновый кружок не дает смешиваться двум растворам.

Вскоре на алюминиевой проволоке появляются пузырьки водорода, а вокруг графитового стержня под кружком образуется коричневое об­лачко, и раствор приобретает коричневую, почти черную окраску. Через несколько часов верхний слой раствора под кружком начинает светлеет, а на стержне появляются кристаллики меди красновато-кирпичного цвета. В конце кон­цов весь графитовый стержень ниже кружка покрывается кристаллами меди, причем са­мые крупные из них будут располагаться внизу.

Цилиндр является «электролизером», в котором на катоде (графитовом стержне) из образовавшегося ранее анионного комплек­са тетрахлорокупрата(II) натрия Na2[CuCl4] протекает реакция восстановления меди: 

CuSO4 + 4NaCl = Na2[CuCl4] + Na2SO4 

[CuCl4]2- + 2e = Cu + 4Сl 

Верхняя часть графита служит анодом, на котором алюминий, теряя электроны, пере­ходит в раствор в виде гексааквакатиона: 

А1 + 6Н20 - 3е = [А1(Н2О)6)]3+ 

 

Цианоферратные кустарники Ломоносова

Русский физикохимик Михаил Васильевич Ломоносов в 1750 г. за­нялся разработкой способа получения синей краски, известной в то вре­мя как «берлинская лазурь». Химическая формула этого соединения, уточненная уже в наши дни, — KFe[Fe(CN)6], гексацианоферрат(III) железа(II)-калия. Попутно Ломоносов изучал взаимодействие желтой и красной кровяных солей, гексацианоферрата(II) и гексацианоферрата(III) с различными солями других металлов.

Изумительные «растения», похожие на нитевидные «водоросли» или ветки «подводного кустарника», вырастают в сосудах при взаимо­действии в водном растворе гексацианоферратов калия с хлоридом или сульфатом марганца(II), цинка (II), никеля(II), кобальта(II), хрома(III). Для этого в раствор 30—50 г желтой кровяной соли — гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] в 1 л воды добавляют два-три кристаллика этих солей.

Появление водных «растений» связано с реакциями, в которых вы­падают в осадок малорастворимые комплексные соли типа K2Zn[Fe(CN)6] или KCr[Fe(CN)6]. Эти соединения покрывают внесенные кристаллики полупроницаемой пленкой. Через пленку просачивается вода из раствора. Давление под пленкой возрастает, в некоторых местах она прорыва­ется, и там начинают расти длинные изогнутые «трубочки» — «ветки» Диковинных растений. Рост будет продолжаться до тех пор, пока не из­расходуется весь кристалл внесенной соли.

Синий «кустарник» вырастает, когда в раствор 100—150 г сульфата меди(II) CuSO4 в 1 л воды добавить кристаллики красной кровяной соли — гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6]. Его появление вызвано реакцией образования малорастворимого гексацианоферрата(III) меди(II)-калия KCu[Fe{CN)6]:

K3[Fe(CN)6] + CuSO4 = KCu[Fe(CN)6] + K2SO4 

Зеленые тонкие «водоросли» с синеватым оттенком появляются, ес­ли в водный раствор хлорида никеля(II) NiCl2 (30—50 г в 1 л воды) опус­тить кристаллик гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6]. Они образуются по реакции: 

K3[Fe(CN)6] + NiCl2 = KNi[Fe(CN)6] + 2КС1

 

Хроматный осенний сад

Химический осенний сад с желтой «травой» и золотистыми «листьями» вырастает, если в водный раствор, содержащий 30 — 50 г хромата калия К2СгО4 в 1 л воды, добавить кристаллик дигидрата хло­рида бария ВаС12∙2Н2O. В желтом растворе будет протекать осаждение хромата бария ВаСrО4: 

К2СгO4 + ВаС12 = BaCrO4 + 2KC1 

Тонкие нити желтого цвета, похожие на траву, появятся и в водном растворе нитрата свинца(П) Pb(NOg)2, содержащем 100 — 150 г соли в 1 л воды, если в него опустить несколько кристалликов хромата калия. В этом случае «трава» это малорастворимый хромат свинда РbСгO4: 

K2CrO4 + Pb(NO3)2 = PbCrO4 + 2KNO3

 

Золотистые листочки в растворе

Чтобы получить «парящие» в водном растворе сверкающие золотис­тые листочки, надо в стеклянном сосуде смешать одинаковые объемы 10%-ных растворов нитрата свинца(II) Pb(NO3)2 и иодида калия KI. Тот­час же выпадает желтый осадок иодида свинца(II) РbI2. Ему дают отсто­яться, сливают с него жидкость и растворяют этот осадок в горячей во­де, слегка подкисленной уксусной кислотой. Медленно охлаждая сосуд с раствором, получают в жидкости тончайшие золотистые пластинки кристаллов РbI2. «Осенний сад» в стеклянной банке получается по об­менной реакции: 

2KI + Pb(NO3)2 = РbI2 + 2KNO3

а полученный иодид свинца(II) PbI2 кристаллизуется из пересыщенного раствора при охлаждении.

 

             Химический аквариум

Если в высокую стеклянную банку налить 1 л жидкого стекла — по­лисиликата натрия с условной формулой Na2SiO3 и добавить 0,5—0,7 л воды, перемешать, а потом одновременно из двух стаканов вылить в эту банку водные растворы сульфата хрома(III) Cr2(SO4)3 и хлорида железа(III) FeCl3, то в банке вырастут силикатные «водоросли» желто-зеле­ного цвета, которые, причудливо переплетаясь, опускаются сверху вниз.

Рост «водорослей» — результат кристаллизации силикатов железа, меди и хрома, образующихся в результате обменных реакций, уравне­ния которых условно можно записать следующим образом: 

Cr2(SO4)3 + 3Na2SiO3 = Cr2(SiO3)3 + 3Na2SO4 

2FeCl3 + 3Na2SiO3 = Fe2(SiO3)3 + 6NaCl 

Добавив в ту же банку по каплям раствор сульфата меди(II) CuSO4, мы заселим аквариум причудливыми «морскими звездами» и круглыми колючими «морскими ежами» синего цвета: 

CuSO4 + Na2SiO3 = CuSiO3 + Na2SO4 

 

             Оранжерея Пелиго

Французский агрохимик Эжен Мелыпьор Пелиго в 1851 г. удивил своих коллег интересным опытом. Попробуйте повторить этот опыт.

Большой стеклянный цилиндр тщательно вымойте горячей водой и по стенке налейте в него горячий водный раствор тиосульфата натрия, напол­няя цилиндр на 1/3 его высоты. Готовить этот раствор надо, внося в 45 мл горячей воды 450 г пентагидрата тиосульфата натрия Na2SO3S∙5Н2О.

Осторожно по стеклянной палочке на этот раствор налейте, не сме­шивая с ним, горячий раствор ацетата натрия (300 г тригидрата ацетата натрия CH3COONa∙3Н2О на 45 мл воды). Раствор ацетата натрия тоже Должен занять 1/3 высоты цилиндра.

Наконец, в верхнюю часть цилиндра на 1/3 его высоты налейте горячую воду, не перемешивая её с нижними слоями раствора. Затем цилиндр накройте часовым стеклом и дайте ему остыть до комнатной тем­пературы.

Na2SO3S∙5Н20 и осторож­но опустите в самый нижний слой раствора. Тотчас же вокруг кристаллика начнется образование «цветка» из бесцветных кристаллов пентагидрата тиосульфата натрия. К другой стеклянной палочке прикрепите кристаллик ацетата натрия CH3COONa∙3Н2О и опустите во второй слой раствора. Здесь также начнется кристаллизация «цветка» из соли, но кристаллы будут другой формы. Так вы получите в цилинд­ре «оранжерею» с диковинными «цветами», состоящую из двух слоев блистающих на свету прозрачных кристаллов изумительной красоты.

 

Фантастические пейзажи на стекле

Чтобы запечатлеть причудливые узоры из мелких цветных кристал­ликов солей, существует следующий способ. Готовят теплый раствор 2—3 г желатина в 100 мл воды и 10—15%-ные водные растворы окра­шенных солей (сульфата меди CuSO4, дихромата калия К2Сr2О7, хлори­да никеля NiCl2, хлорида кобальта СоСl2 и т. п.). Эти растворы будут со­держать 10—15 г каждой соли в 100 г воды.

Затем раствор желатина смешивают с десятикратным объемом рас­твора соли и выливают смесь на обезжиренную стеклянную пластинку, чтобы получился слой толщиной 2—3 мм. Пластинку оставляют в гори­зонтальном положении для испарения воды. Через один − два дня тонкий слой раствора желатина с примесями солей высыхает и на стекле появ­ляются причудливые узоры из цветных кристаллов синего, оранжевого, зеленого, розового цветов.

 

Кольца Лизеганга

Немецкий физикохимик Рафаэль Лизеганг в 1867 г. придумал свой способ получения пейзажей на стекле, получивший название «кольца Лизеганга». В центр застывшего на стекле слоя желатина, со­держащего 10% дихромата калия К2Сr2O7, помещают большую каплю концентрированного водного раствора нитрата серебра(1) AgNO3 (90 г соли в 100 мл воды). Через несколько дней в слое желатина появляются концентрические кольца красно-бурого цвета. В застывшем слое жела­тина происходит отложение колец из кристаллического Ag2Cr2O7, полу­ченных по обменной реакции: 

К2Сr2О7 + 2AgNO3 = Ag2Cr2O7  + 2KNO3 

Вот в чем причина удивительной формы выделения осадка. Водный раствор нитрата серебра проникает в студень постепенно, и на некото­ром расстоянии от центра капли образуется насыщенный раствор дихро­мата серебра, из которого выделяются кристаллы этой малораствори­мой соли. К месту их роста медленно подтягиваются находящиеся вбли­зи дихроматные анионы , благодаря чему вокруг кольца с осадком Ag2Cr2O7 образуется зона, свободная от дихромата калия, а значит — бесцветная. В эту зону сквозь кольцо осадка устремляются новые ионы Ag+ и . Они подходят к участкам желатина, содержащим анионы , образуя второе красно-бурое кольцо из кристаллов дихромата се­ребра... Потом все процессы повторяются вновь, пока хватает введен­ных реактивов.

 

 Заросли из серы

Берут широкий химический стакан емкостью 2 л, в который встав­ляют до 1/3 высоты две П-образные стеклянные палочки разной высоты перпендикулярно друг другу так, чтобы одна из них проходила под другой и они не доходили до стенок стаканов на 4—5 мм. В стакан наливают раствор сульфата меди(II) CuSO4 с содержанием соли 50—100 г в 1 д воды. Жидкость должна наполнять стакан на 4/5 его объема. Стакан на­крывают часовыми стеклами и ставят в холодильник для охлаждения.

В большую пробирку, закрепленную в деревянной или металлической держалке, насыпают примерно на 1/3 ее объема кусочки черенко­вой или комовой серы. Тонко измельченную серу («серный цвет») в этом опыте использовать не рекомендуется, так как при плавлении это веще­ство сильно вспенивается.

Пробирку осторожно нагревают над пламенем до тех пор, пока вся сера не превратится в желтую легкоподвижную жидкость. Затем усили­вают нагревание. Расплав сначала становится густым, а потом, ближе к точке кипения, снова делается жидким. Когда сера закипит, ее вылива­ют в раствор сульфата меди. При выливании расплава делают круговые движения рукой так, чтобы струйки расплава ложились в разные места на скрещенных стеклянных палочках. Иногда в этот момент сера заго­рается, но на это можно не обращать внимания: ведь ей предстоит встре­ча с водой. Если пробирка после выливания серы продолжает обгорать, ее надо наполнить водой из запасного стакана.

В результате на стеклянных палочках повисают тонкие, тягучие ко­ричнево-желтые нити пластической серы — полная иллюзия тропиче­ских джунглей, перевитых лианами. Через час «лианы» становятся твердыми и на их поверхности появляется желтоватый налет мелких кристалликов серы. Благодаря раствору CuSO4 нити «лиан» приобрета­ют зеленоватый оттенок, поскольку рассматривать их приходится через голубую жидкость.

 

Замшелые камни

На дно широкого стеклянного сосуда с достаточно толстыми стенка­ми осторожно опускают речную гальку. Можно насыпать и бесцветный речной песок слоем толщиной 3—5 см. Затем наливают на половину объема сосуда концентрированный водный раствор сульфата меди(II) CuSO4. После этого в раствор добавляют смесь цинковой пыли и гранулированного цинка до исчезновения голубой окраски жидкости.

Частицы цинка покрываются лохматым налетом кирпично-красного цвета, похожим на мох, и оседают на камнях или песке. Это говорит о выделении кристаллов меди в результате окислительно-восстанови­тельной реакции: 

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu

Цинк можно заменить алюминием А1, но в этом случае для предот­вращения гидролиза сульфата алюминия A12(SO4)3, образующегося в реакции: 

3CuSO4 + 2А1 = A12(SO4)3 + 3Cu

к раствору сульфата меди заранее добавляют 5—10 мл разбавленной серной кислоты, которая с медью не взаимодействует.

То, что арабский алхимик Джабир аль-Хайян на рубеже I и II тыся­челетий называл «превращением железа в медь», на самом деле было процессом, очень похожим на рассмотренные здесь опыты. В растворе медного купороса железные клинки покрывались слоем меди, выделив­шейся по реакции: 

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

Полная иллюзия превращения одного металла в другой! Жаль толь­ко, что алюминий во времена алхимиков еще не был известен.

 

             Целлюлозные водоросли

В 1857 г. швейцарский химик Матиас Швейцер обнаружил, что концентрированный водный раствор комплексного соединения — гидроксида тетраамминмеди(II) [Cu(NH3)4](OH)2 растворяет вату и кусочки фильтровальной бумаги. Это было для него первой неожиданностью, а вто­рой оказалось превращение полученного раствора в нитевидные «водоросли», если полученный вязкий раствор влить тонкой струйкой в сосуд с разбавленной серной кислотой. Так Швейцер впервые в истории хи­мии получил нити чистой целлюлозы.

Воспроизведем опыт Швейцера. В химический стакан емкостью 1—2 л нальем на 3/4 его объема разбавленную серную кислоту (54 мл кон­центрированной H2SO4 на 1 л воды).

После этого приготовим реактив Швейцера. Для этого к 150—200 мл водного раствора сульфата меди (10—15 г соли на 100 мл воды) добавим в небольшом избытке разбавленный раствор гидроксида натрия, Вы­павший голубой осадок гидроксида меди Сu(ОН)2 отфильтруем, а по­том обработаем 15%-ным раствором аммиака. Осадок превратится в растворимый  ярко-синий  комплекс   —   гидроксид  тетраамминмеди(II) [Cu(NH3)4](OH)2: 

CuSO4+ 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 

Cu(OH)2 + 4NH3 = [Cu(NH3)4](OH)2 

Теперь приступим к растворению целлюлозы. В химический стакан емкостью 500 мл нальем 100 мл раствора полученного аммиачного комплекса (реактива Швейцера) и туда же поместим небольшой кусок ваты или обрывки фильтровальной бумаги. После перемешивания цел­люлоза растворяется и образуется темно-синяя жидкость. Набираем эту жидкость в шприц емкостью 25—50 мл и выпускаем ее в стакан с раз­бавленной серной кислотой. Образуются тонкие шелковистые нити своеобразных «водорослей». Раствор при этом становится небесно-голу­бым, как вода горного озера, отражающего чистое небо.

В кислотной среде аммиачный комплекс разрушается по реакции:

[Cu(NH3)4](OH)2 + 3H2SO4 = CuSO4 + 2(NH4)2SO4 + 2H2

В результате выделяется осадок целлюлозы. Волокна медно-аммиачного «шелка», из которого состоят полученные нами «водоросли», в несколько раз тоньше волокон натурального шелка и далее тоньше па­утины. Их долгое время использовали для изготовления легких тканей, подмешивали к шерсти, синтетическим волокнам.

 

Эмалевые пейзажи на металле

Мастера Древнего Египта, Индии, Китая и алхимики средневековой Европы умели готовить разноцветные эмали и с их помощью наносить на металл рисунки — мифологические сюжеты, жанровые сцены и пей­зажи. «Рисовать» с помощью эмали — это целое искусство. Но им мож­но овладеть, если набраться терпения и точно следовать приведенным рецептам.

Один из самых простых способов получения и использования эмали заключается в следующем. Растирают в фарфоровой ступке 5 г тетрабората натрия Na2B4O7∙10Н2О (буры), 10 г оксида свинца(II) РbО и 2 г ок­сида кобальта(II) СоО, пересыпают полученную смесь в фарфоровый ти­гель, уплотняя ее слой стеклянной палочкой или фарфоровой ложечкой так, чтобы получился конус с вершиной в середине тигля. Уплотненная смесь должна занимать в тигле не более 3/4 его объема. Тигель помеща­ют в муфельную или тигельную печь и нагревают до 800—900 0С. После прекращения выделения пузырьков газа смесь сплавляется, и легко­плавкая эмаль готова. Горячий тигель с расплавом берут щипцами и сразу же выливают его содержимое на стальной лист с гладкой поверх­ностью. После охлаждения расплав превращается в «стекло» сине-фи­олетового цвета. Это промежуточный этап получения эмали. Чтобы об­разовалось «стекло» зеленого цвета, вместо оксида кобальта(II) в исход­ную смесь вводят 2 г оксида меди(II) СuО.

Эмалевое «стекло» синего или зеленого цвета надо разбить молот­ком или фарфоровым пестиком и затем растереть в фарфоровой ступке. Порошок высыпают на лист толстого стекла, добавляют немного воды и растирают до сметанообразного состояния плоским дном фарфоровой ступки. Поверхность выбранной для эмалирования толстой металличе­ской (алюминиевой или медной) пластинки зачищают тонкозернистой наждачной бумагой, обезжиривают (моют в растворе стирального по­рошка) и высушивают на воздухе. После этого на чистую и сухую по­верхность металла шилом наносят контурный рисунок.

Полученные углубления с помощью кисточки заполняют полужид­кой массой измельченного эмалевого «стекла» так, чтобы она выступала над поверхностью. Затем пластинку, не наклоняя, берут щипцами и вы­сушивают над пламенем горелки, а после этого нагревают над тем же пламенем до тех пор, пока смесь не наплавится на металл в виде си­не-фиолетового или зеленого узора по контуру рисунка. Не меняя гори­зонтального положения пластинки, ставят ее на металлическую под­ставку для охлаждения.

При сплавлении смеси, состоящей из тетрабората натрия, оксидов свинца и кобальта (или меди), образуются бораты, имеющие сложный состав. 

 

Зимний пейзаж на стекле

Приготовьте в химическом стакане при нагревании насыщенный раствор сульфата магния. К этому горячему раствору добавьте несколь­ко капель заранее приготовленного столярного клея. Перемешайте со­держимое стакана стеклянной палочкой. Полученную смесь надо нанес­ти на кусок чистого оконного стекла ровным слоем при помощи кисти.

Через некоторое время на стекле появ­ляются кристаллы, образующие «ледяные узоры»: при понижении температуры из пе­ресыщенного раствора соли выпадают кристаллы ветвистой формы. 

 

«Иней»

Насыпьте на дно химического стакана слой нафталина высотой 0,5—-1 см и укрепите в нем несколько еловых или березовых веточек. Стакан поставьте на электроплит­ку, а сверху на него поставьте наполненную водой круглодонную колбу. Через некоторое время после начала нагревания веточки покроются блестящими кристалла­ми нафталина, похожими на иней. Нафта­лин летуч и легко возгоняется, а потом кристаллизуется из газовой фазы.

Проводя опыт, нельзя допускать попадания паров нафталина в воздух помещения: они токсичны.

 

Марсианский пейзаж

Химическую «живопись» можно демонстрировать с большим ус­пехом.  Главное  здесь тщательная  предварительная  подготовка «пейзажа», который будет возникать на бумаге на глазах у изумленных зрителей.

На листе плотной белой бумаги нарисуйте фантастический пейзаж, который будет включать красно-бурый, синий и белый цвета. Те участ­ки бумаги, где цвет должен стать красно-бурым, пропитывают при по­мощи кисточки или ватного тампона раствором сульфата меди(II) CuSO4. Синие участки обрабатывают раствором хлорида железа(III) FeCl3. После того как бумага высохнет, картину обрабатывают из пуль­веризатора раствором желтой кровяной соли — гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6], и на белом листе волшебным образом возникает пейзаж.

Появление красно-бурой и синей окраски отвечает уравнениям сле­дующих реакций: 

CuSO4+ K4[Fe(CN)6] = K2Cu[Fe(CN)6] + K2SO4

                      красно-бурый 

FeCl3 + K4[Fe(CN)6] = KFe[Fe(CN)6] + 3KC1

                        синий

 

Метель в банке

Приготовьте пяти литровую стеклянную банку или аквариум и уста­новите вверх дном на столик с отверстием для электроплитки или спир­товки, на которой будет установлена фарфоровая чашка с бензойной кислотой С6Н5СООН. Поместите под банку также несколько еловых веток или сухих травянистых растений. Вскоре после начала нагревания бензойной кислоты она плавится, а затем возгоняется, и «сад» покрывается белыми хлопьями «снега», создавая «зимний пейзаж».

Проводя опыт, нельзя допускать попадания паров бензойной кислоты в воздух помещения: они токсичны.

 

Серебрянный лес

Вы добавили к капле ртути, находящейся под водой, водный раствор нитрата серебра и с удивлением обнаружили, что поверхность ртути словно ожила. На ней появились сверкающие ростки, которые начали ветвиться и постепенно превратились в сверкающие деревца.

В сосуде протекала реакция вытеснения серебра Ag из его нитрата AgNO3 ртутью Hg:

2AgNO3 + Hg = 2Ag + Hg(NO3)2.

Выделяющееся серебро образует на капле ртути нитевидные кристаллы. Причина протекающей реакции заключается в том, что серебро — менее активный металл, чем ртуть, поэтому ртуть восстанавливает серебро из растворов его солей в виде металла.

 

 

• Главная • Поиск • Опыты • Химические истории • Великие химики • Химия вокруг нас •

• Интересные факты • Химические курьёзы • Юмор • Автор • Полезные ссылки •

Copyright © 2005 - 2007 Webmaster

Hosted by uCoz